На рынке микрофинансирования активизировались игроки, полностью заимствующие названия не только у крупных банков, но даже у компаний, которые не имеют никакого отношения к финансовому сектору. В ход идут такие бренды как "Юникредит", "Альфа-групп" и даже "Транснефть", пишет "Коммерсант". Кроме того, в этом году ЦБ внес в реестр МФО "Ренессанс капитал", "Петрокоммерц", "СМП Банкинг Микрофинансовая организация", "Северная казна" и "Европлан". В большинстве компаний, названия которых позаимствовали МФО, связь с ними опровергли.
Напомним, что случаи, когда МФО использовали элементы названий банков и даже их символику, случались и раньше, однако они не были столь массовыми, и полных совпадений МФО все же старались избегать, используя отдельные элементы известных брендов. Так, в январе ФАС возбудила дело против МФО "Моссберкасса" (использовало на своем сайте обозначения, до степени смешения схожие с товарными знаками Сбербанка) по статье о недобросовестной конкуренции.
Эксперты полагают, что нынешнее заимствование названий является способом привлечь клиентов на стагнирующем финансовом рынке. Однако законность этого способа под вопросом, и защищать названия банкам придется в суде. По словам партнера юридической фирмы Lidings Андрея Зеленина, если используемое банком в названии слово не зарегистрировано как товарный знак, добиться прекращения его использования другой финансовой организацией будет сложнее, и банку нужно будет указывать на возможное введение в заблуждение потребителя и на этом основании инициировать разбирательство в суде или в ФАС.
При этом в самих таких МФО уверены, что ничего противозаконного не совершают.Бывший собственник МФО "Петрокоммерц" Артем Рубцов указал на то, что ЦБ зарегистрировал МФО с существующим названием, а значит, ничего противоправного в его использовании нет. Руководитель еще одного МФО, позаимствовавшего название крупного банка, заявил, что название придумал сам, а о существовании одноименного банка не слышал, отмечает издание.
Между тем, явлением уже заинтересовался Центробанк. В регуляторе напомнили о том, что, исходя из положений закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" юрлицу при получении статуса МФО запрещено использовать наименование только другой МФО, в то время как ограничение не распространяется на наименования иных некредитных финансовых или кредитных организаций. В то же время в ЦБ отмечают, что вместе с тем копирование в названии известных брендов потенциально может вести к повышению репутационного риска крупных компаний, с одной стороны, и к недобросовестной конкуренции и искажению публичной информации - с другой. В связи с этим будет проведен анализ на предмет внедрения более жестких правил по несогласованному использованию известных брендов, пишет издание.

Возврат к списку

Наши партнёры