В мировой коммерческой практике под понятием франчайзинга подразумевается способ ведения предпринимательской деятельности, в рамках которой одна из сторон, являющаяся правообладателем, позволяет другому лицу – пользователю – выступать от своего имени и использовать целый комплекс прав, которыми обладает франчайзер.
Особенности франчайзинга в международном бизнесе
Отношения между партнерами регулируются специальным видом соглашения. Франчайзинговый договор определяет порядок и характер действий партнеров. Франчайзер обязуется предоставить покупателю коммерческую информацию о том, как наиболее рационально реализовывать товары или услуги, предлагаемые компанией. Помимо этого франчайзи получает соответствующие лицензии.
Единой классификации видов франчайзинга в международной практике не существует, однако можно определить два основных типа, исходя из их функционального назначения.
На основании того объема прав, которые предоставляются, выделяют:
•    Дилерский. В этом случае небольшая компания осуществляет торговлю товарами главной организации или предоставляет соответствующие услуги под ее эгидой.
•    Корпоративный. При котором франчайзи не только самостоятельно использует торговую марку, реализуя продукцию или услуги, но и включается в полном объеме в цикл хозяйственной деятельности франчайзера.
Франчайзинг – перспектива международного бизнеса
Развитие франчайзинга как сложной предпринимательской системы подразумевает множественность классификаций, которые рассматривают данное явление с разных точек зрения.
В нашей стране наиболее применимой считается такое разделение типов франчайзинговых отношений:
•    Товарный франчайзинг – это самый простой и понятный вариант, подразумевающий продажу конкретной продукции, которую выпускает главная компания, под ее товарным знаком;
•    Производственный франчайзинг, в рамках которого партнерам передается запатентованная технология производства товаров;
•    Сервисный франчайзинг – некая гибридная форма: франчайзи покупает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Однако при этом ему переходят сразу несколько прав, запатентованных главной компанией, и партнер должен вносить инвестиции в рекламный фонд для продвижения товаров. Чаще всего он реализуется в сфере услуг.

Возврат к списку

Наши партнёры