Кабмин должен вмешаться?
В настоящее время депутат  готовит обращение к председателю Правительства России  Дмитрию Медведеву.

«С моей точки зрения,  неправильно, когда  символику, которая была на наших боевых знамёнах в годы Великой Отечественной войны, используют в коммерческих целях, — объяснил «Парламентской газете»  Вадим Соловьёв. — С моей точки зрения, наступило время обратить внимание Правительства на эту ситуацию и закрепить эту символику за нами, запретить использовать её иностранцам на нашей территории».

Законодатель пояснил, что имеет в виду все компании, которые используют звезду в логотипах и продают свою продукцию на территории России.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы  по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрея Туманова, использование красной звезды иностранными компаниями действительно задевает.

«Чисто психологически,  да, — сказал он «Парламентской газете». —  У меня, например, оба деда воевали, были награждены орденами Красной Звезды. Для  меня  это, безусловно, святое, как и для большинства граждан. Но надо всё-таки жить в реальном мире. Мы вряд ли сможем запретить кому  бы то ни было использовать этот символ. Поэтому, как бы мы ни хотели, как бы ни был этот символ для нас свят, запретить  его  использование  мы не сможем».

Андрей Туманов предположил, как могла возникнуть подобная инициатива: «Для чего это делается? Возможно,  для того, чтобы поговорили журналисты об этом. Вот мы с вами об этом и говорим. То есть идея  - удалась!»

По действующему закону — не получится
«Парламентская газета» выяснила: для того чтобы претворить  инициативу  Вадима Соловьёва в жизнь, необходимо  будет изменить действующее законодательство.

«Действующими нормативно-правовыми документами такой  запрет не предусмотрен. Правообладатель товарного знака может распоряжаться исключительным правом на него любым не противоречащим закону способом. В рамках действующего на сегодняшний день законодательства оспаривание и признание предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным  предусмотрено путём подачи возражения в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент, Палата по патентным спорам) либо через  суд, — пояснила «Парламентской газете» заместитель заведующего отделом экспертизы заявок на товарные знаки подведомственного Роспатенту Федерального института промышленной собственности Юлия Илюшкина.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков подтверждает такую точку зрения.

«С точки зрения авторских и смежных прав логотипы зарегистрированы международными структурами, которые защищают авторские права, и в том числе и на территории Российской Федерации. Попытка разделять субъекты предпринимательства на российскую и иностранную компанию  вызывает много вопросов. Иностранная компания не резидент? Компания с иностранным капиталом?  Иностранными акционерами, но российским капиталом?  Это дистрибьютор иностранной компании? Кому из них мы будем запрещать использовать звезду?» — задаётся  вопросами законодатель.

В логотипах  многих марок присутствует красная звезда. Её используют американская автомобильная компания Chrysler, итальянская минеральная вода San Pellegrino,  американская сеть супермаркетов Macу’s и австралийская авиакомпания Jet. Производитель  пива  Heineken использует  логотип со звездой с XIX века. Помимо этого, в России действует множество компаний, которые предлагают автозапчасти  компании «Крайслер», почти на каждой детали есть логотип. Если запретить, тысячи автолюбителей останутся без запасных частей.

Антон Беляков вспомнил, что многие в России также употребляют  армянский коньяк, на котором есть звездочки.

«Я могу ответственно заявить, что  эта инициатива не пройдёт  через наш Комитет по экономической политике Совета Федерации, — заявил «Парламентской газете» законодатель. — Полагаю, что такого рода инициативы подрывают основы рыночной экономики, наносят ущерб потребителям, а самое главное,  создают негативный инвестиционный фон».

Откуда взялась красная звезда
По мнению президента Союза дизайнеров России Юрия Назарова, звезда является общеупотребительным знаком и не может быть защищена патентом Российской Федерации в силу своего частого употребления  во всех странах. «Этот символ появился несколько тысяч лет назад до нашей эры. Использование звезды в советской символике было заимствовано из символики других государств», —  рассказал он «Парламентской газете».

«Использование звезды имеет культурный смысл, который перевешивает навязываемые символу конкретные трактовки», — пояснил «Парламентской газете» доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики и общей теории искусства МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Кошаев.

«В России красные пятиконечные звёзды, направленные одним лучом вверх, являются символом Победы и героического подвига народов СССР во время Великой Отечественной войны, — рассказал искусствовед. — В этом для нас свой высокий смысл и значение. Кровь — от КР (в славянской азбуке Како — душа; Рцы — энергия), в общем виде священной жертвенности присутствует в дихотомиях народного искусства».

Владимир Кошаев также напомнил, что  использование звезды в советское время своеобразно — сохранение начертания сопровождалось изменением содержания, примерно так же как опубликованные «Десять Заповедей Пролетария», имевшие прямые аналогии с Десятью Заповедями Моисея, которые были даны ему Богом на горе Синай, или Нагорной проповеди Иисуса Христа, это обусловлено изменением семантической функции при сохранении узнаваемости образов. «Так легче было убеждать народ в преемственности прошлого и грядущего. Многие плакаты большевиков напрямую подражают иконам. Так, обычным сюжетом стало изображение рабочего или солдата в образе Святого Георгия — сидящим на красном коне и поражающим дракона-буржуазию», — сказал Кошаев.

«Поэтому, семантическая природа имеет культурный смысл. И надо не запрещать звёзды и символы, а так возделывать мозг и сознание человека, чтобы не было необходимости бороться ни со звездами, ни с памятниками, и прочим — а этому служит правильное изучение истории, литературы, в значительной степени искусства, которое имеет глубочайшую образную природу в пластах символа и сюжетного наследия. И решение вопроса здесь в способности мыслить историческими категориями, — считает Владимиир Кошаев. — В любом символе можно найти как за, так и против его использования, борьба со знаками — суть неоязычество, создающее противовес христианскому — «милостивое сердце греха не осудит».

Пятиконечные звёзды используется и в США, Израиле, исламских государствах, католическом мире. Поскольку католики привыкли выискивать во всём некий тайный смысл, эти звёзды олицетворяли для них «пять радостей» Богородицы, пять ран Христа и т.п. Звёзды стали использоваться редко, когда инквизиция выяснила, что все маги, ведьмы, колдуны, а также тамплиеры (масонский орден) в своих тайных магических ритуалах используют перевёрнутую пентаграмму, («ведьмину ногу»), которая стала отождествляться именно с тёмными силами, диаволом.
В православии в христианстве использовались самые разнообразные звёзды, в том числе и пятиконечные, и перевёрнутые (в иконах и в архитектуре 1-го тысячелетия). Но в христианстве поклоняются не звёздам как символам или кумиру, а Первообразу и святым и в первые 10 веков своего существования не делали особой разницы в изображении звёзд, как не было ни чёрной, ни «белой» магии. Пятиконечную звезду, чаще всего перевёрнутую, использовали масоны, еретические общества.



(По данным доктора искусствоведения, профессора кафедры семиотики и общей теории искусства МГУ имени М.В. Ломоносова Владимира Кошаева).

Придумал? Защитим!
Читайте новости на нашем сайте и обращайтесь в Патентное бюро Оксилон в Москве! Бесплатные консультации! Проверка на соответствие патентования БЕСПЛАТНО!
Мы сэкономим ваше время и поможем зарегистрировать торговую марку в Роспатенте.
Проведем патентный поиск в реестре товарных знаков.
Вы станете счастливым правообладателем патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Также мы оказываем патентные услуги: регистрация программы для ЭВМ, международное патентование, международная регистрация товарного знака, разработка логотипа компании, авторское право, представление интересов и защита в суде.

Возврат к списку

Наши партнёры